• Главная страница
  • Электронные обращения
  • Карта сайта

220012, г. Минск,
ул. Кедышко, 16а
тел.: (017) 281-74-52


info@minsk.ssf.gov.by

25-летие ФСЗН

Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь – 25 лет


Главным ориентиром социально-экономического развития белорусского государства традиционно выступает решение социальных задач, связанных с последовательным повышением уровня и качества жизни. Социальная защита жизненно необходима всем гражданам, в том числе многодетным семьям, малообеспеченным людям, ветеранам, инвалидам и старикам. Фонд социальной защиты населения Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) является одним из государственных органов, осуществляющих социальную поддержку и защиту населения.

1 июля 2018 года Фонд отметит 25-летний рубеж своей деятельности.

В профессии работника Фонда необходимо совмещать очень многое: знания бухгалтера и юриста, навыки психологической помощи, владеть соответствующим программным обеспечением. Нужно обладать чувством высокой ответственности, умением общаться с людьми. Слушать их, доходчиво объяснять нормы законодательства.

В нашей стране система социального обеспечения и социального страхования стала образовываться после 1917 года.  До 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства. В 1922 году появилось социальное страхование. В 1933 году социальное страхование передано в ведение профсоюзов. Им были переданы все средства социального страхования, санатории, дома отдыха и другие учреждения. Непосредственное руководство осуществлялось отраслевыми, а также территориальными межсоюзными организациями. Тарифы страховых взносов утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюзам. При профсоюзных комитетах работали комиссии по социальному страхованию и комиссии по пенсионным вопросам.

В Беларуси система социального страхования в современном его понимании существует сравнительно недавно. В целях совершенствования системы финансирования государственного социального страхования, постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 на базе Пенсионного фонда Республики Беларусь и Фонда социального страхования (последний находился в структуре Совета Федерации профсоюзов Беларуси) был образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, как орган государственного управления финансами социального страхования, подчиняющийся Совету Министров Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.1994 № 122 Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь был реорганизован путем его присоединения к Министерству социальной защиты Республики Беларусь с правом юридического лица, а Указом от 24.09.2001 № 516 преобразован в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В структуру Фонда входят: центральный аппарат; шесть областных и Минское городское управление Фонда; 142 городских, районных и районных в городах отделов (секторов). В состав Минского городского управления Фонда входят 9 районных отделов.

Изначально ключевой функцией Фонда был сбор страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца.

Сегодня главные задачи  Фонда – это  также сбор и аккумуляция обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование; финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и оздоровление, другие выплаты по государственному социальному страхованию; организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования; назначение профессиональных пенсий.

По состоянию на 1 апреля 2018 года на учете в Минском городском управлении Фонда зарегистрировано 187 184 плательщика страховых взносов, из них: 73 379 юридических лиц, 107 125 физических лиц, уплачивающих взносы за себя (в том числе, 105 341 индивидуальных предпринимателей), 6 678 физических лиц, уплачивающих взносы за наем. Среднесписочная численность застрахованных работников в столице составляет 972 тысячи человек. 

В доход бюджета Минского городского управления Фонда за 1 квартал 2018 года поступило 1011,6 млн. рублей. Основным источником доходов бюджета являются поступления обязательных страховых взносов от работодателей, которые в общих доходах занимают 96,9% и составили 980,6 млн. рублей. От индивидуальных предпринимателей поступило 25,8 млн. рублей, что составляет 2,5 % от всех поступлений.

В работе по взысканию задолженности страховых взносов к плательщикам принимаются все необходимые меры: выставление на бесспорное списание платежных требований, в том числе на взыскание дебиторской задолженности,  приостановление операций по текущим (расчетным) банковским счетам плательщиков, проведение проверок и применение штрафных санкций. Если в 1991 году было проведено только 115 проверок, то в 2017 году проведено 1105 проверок, доначислено платежей 246,4 тыс. руб. Привлечено к административной ответственности 2342 лица. Мы работаем в тесном контакте с комиссией по совершенствованию платежей и расчетов Минского городского исполнительного комитета, администрациями районов, органами принудительного исполнения и экономическим судом г. Минска.

Средства государственного социального страхования направляются на выплату трудовых пенсий и профессиональных пенсий, пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на погребение), финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление, финансирование иных расходов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

Расходы бюджета Минского городского управления Фонда на государственное социальное страхование за 1 квартал 2018 года составили  655,6 млн. рублей. Основная сумма расходов направлена на выплату пенсий – 466,8 млн. рублей (71,2 % от расходов бюджета) и выплату пособий – 188,2 млн. рублей (28,7 % от расходов бюджета). Обеспеченность собственными средствами составляет 153,8%.

Учитывая, что у плательщиков и у граждан всегда возникают вопросы о назначении и выплате пособий по государственному социальному страхованию, Минским городским управлением Фонда постоянно проводится разъяснительная  работа. Так, по вопросам правильности начисления пособий в 2017 году управлением проведено 297 семинаров, на которых обучено 5013 представителей бухгалтерских служб плательщиков,  опубликовано 27 статей, проведено 5 прямых линий, 6 круглых столов в  журналах: «Главный Бухгалтер», «Главный Бухгалтер. Зарплата», «Налоги Беларуси», в газетах «Экономическая газета», «Республика», в  справочной правовой системе «КонсультантПлюс». Принимается участие в проведении тематических дней информирования граждан в КУП «Минское городское агентство обслуживания населения». Специалисты управления выступают на СБ-ТВ интернет телевидение (www. sb.by) и «Альфа-радио», на 8 канале в программе «Есть мнение».

Постоянно проводится работа на предупреждение задержки выплаты пособий. Ежедневно  инспектор районного отдела  работает с организациями, которые допускали нарушения сроков выплаты пособий ранее, с организациями, имеющими задолженность по уплате взносов. Проводимая в этом направлении работа позволяет ежегодно снижать количество письменных обращений граждан по вопросу несвоевременной выплаты пособий.

Ежеквартально  осуществляется анализ потерь по временной нетрудоспособности. Данные о заболеваемости направляются в Мингорисполком, комитет по здравоохранению, центры гигиены и эпидемиологии, городское объединение профсоюзов, отраслевые профсоюзы, администрации районов. С целью проведения мероприятий, направленных на улучшение условий труда и профилактику заболеваемости, направляются  письма  плательщикам, допустившим рост потерь по временной нетрудоспособности и имеющим уровень, значительно превышающий городской.

Минское городское управление Фонда сотрудничает с комитетом по здравоохранению, налажен тесный контакт с заместителями главных врачей, возглавляющих ВКК и курирующих вопросы экспертизы временной нетрудоспособности. Следует отметить, что на протяжении последних четырех лет уровень потерь по временной нетрудоспособности в г.Минске является  самым низким в республике.

За прошедшие 25 лет реализован ряд важных организационно-правовых решений, направленных на усиление в пенсионной системе страховых принципов. С 2003 года осуществляется ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования. Каждому работающему гражданину открывается индивидуальный лицевой счет и изготавливается свидетельство государственного социального страхования. На сегодняшний день в городе Минске открыто 1,9 млн. индивидуальных лицевых счетов.

На основании документов, которые обязаны представлять плательщики страховых взносов (работодатели) на своих работников, сведения о стаже и заработке (доходе) заносятся на индивидуальный лицевой счет соответствующего застрахованного лица. Ежегодно в городе Минске принимается порядка 2,8 млн. документов персонифицированного учета, на безвозмездной основе изготавливается и выдается более 66,5 тыс. свидетельств социального страхования, из них 23% - это восстановление утерянных свидетельств.

В основном представление документов осуществляется в электронном виде (98,5%), из них 90,8% передаются через корпоративный портал Фонда. Надо отметить, что именно персонифицированный учет стал первооткрывателем построения системы электронного документооборота при взаимодействии Фонда с юридическими и физическими лицами. Органы Фонда бесплатно обеспечивают субъектов хозяйствования программным обеспечением по подготовке документов персонифицированного учета.

Работа по приему, обработке и хранению данных персонифицированного учета огромна и требует серьезного отношения как со стороны плательщиков, так и работников Фонда. Инспекторами районных отделов ведется ежедневный контроль корректности информации, находящейся на лицевых счетах. Используя различные формы и методы работы, мы добиваемся получения полной и качественной информации, поступающей на индивидуальные лицевые счета. Все это делается в интересах граждан, с целью обеспечения их прав на соответствующие выплаты при наступлении инвалидности, старости и других страховых случаев. Действующим законодательством предусмотрено право каждому гражданину получить информацию, содержащуюся в его индивидуальном лицевом счете. В течение текущего года таким правом воспользовалось более 2 400 человек.

Данные персонифицированного учета широко используются для контроля за расходованием средств государственного социального страхования в части выявления случаев необоснованного получения пенсий в полном размере работающими пенсионерами и пособий лицами, осуществляющими уход за инвалидами I группы, престарелыми, достигшими 80-летнего возраста, детьми-инвалидами до 18 лет, по выявлению безработных, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите и осуществляющих трудовую деятельность без соответствующего уведомления этих органов, а также необоснованного получения пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет застрахованными лицами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком. Только в 2017 году выявлено нарушений на сумму более 401,8 тыс. рублей.

С января 2009 г. введен новый для нашей страны вид социального страхования - профессиональное пенсионное страхование. К этому времени число досрочных пенсий за работу с особыми условиями труда и нагрузка по их финансированию из общей пенсионной системы стали заметно возрастать, а население стареть. Такие тенденции заставили искать подходы к более рациональному расходованию пенсионных средств из общей пенсионной системы. Было принято решение сохранить возможность досрочного пенсионного обеспечения, но при этом за счет изменения источника финансирования (целевых взносов на профессиональное пенсионное страхование) вывести досрочные пенсии в отдельную систему.

Сегодня профессиональному пенсионному страхованию исполнилось 9 лет. За этот период создана и постоянно поддерживается база плательщиков, уплачивающих взносы на профессиональное пенсионное страхование. На сегодняшний день на учете в Минском городском управлении Фонда состоит 1463 страхователя, у которых в особых условиях труда работает 54 тысячи застрахованных лиц. Как и прежде работа по профессиональному пенсионному страхованию направлена на обеспечение корректности профессиональной части лицевых счетов. Количество  лицевых счетов, на которых с 2009 года ведется профессиональная часть, составляет 156 тысяч. В 2012 году завершена работа по переходу на электронные перечни рабочих мест с особыми условиями труда организаций. Это позволило усилить контроль за правильностью сведений на профессиональное пенсионное страхование, представляемых страхователями.

В целях упрощения отчетности по профессиональному пенсионному страхованию и сокращения трудозатрат на ее формирование с 2018 года изменен порядок формирования и учета сведений на профессиональное пенсионное страхование по каждому страхователю.

За период действия профессионального пенсионного страхования отлажена система по назначению и выплате профессиональных пенсий. Всего с 2009 года районными отделами Минского городского управления назначено 7438 профессиональных пенсий на сумму 3067,3 тыс. рублей. С каждым годом увеличивается средний размер дополнительной профессиональной пенсии и период её выплаты. Если в 2009 году средний размер дополнительной пенсии составлял 10 рублей, то сегодня это уже 1219 рублей. По некоторым пенсиям период выплаты составляет более пяти лет.
Ведение индивидуального (персонифицированного) учета и профессионального пенсионного страхования осуществляется при тесном взаимодействии с органами по труду, занятости и социальной защите.

Основными задачами Минского городского управления Фонда в области информационных технологий на сегодняшний день являются: организация функционирования информационных систем, средств связи и вычислительной техники в управлении; обеспечение мер по соблюдению требований по конфиденциальности, сохранности и защите информации; изучение, разработка и внедрение в практику работы управления новых технологий в области информатизации.

Если в год создания Фонда районные отделы имели по одному персональному компьютеру, то уже через пару лет техника была установлена каждому инспектору.

Создание локальных сетей в каждом районе ускорило введение и обработку данных, а их подключение к корпоративной сети Фонда подняло на новый уровень обработку и обмен данными в Фонде.

На сегодняшний день Минское городское управление Фонда использует в работе более 30 пользовательских программ, более 15 системных программ и около 10 различных операционных систем. В обслуживании находятся 650 единиц различного оборудования (серверы, компьютеры, принтеры, сканеры и т.д.).

Значительные изменения произошли и в ведении бухгалтерского учёта. Отделением бухгалтерского учета и отчетности постоянно отслеживаются новые процессы и своевременно проводится переход на новые стандарты. Так, к примеру, в июле 2017 переход на номера счетов в международном формате IBAN и с новыми кодами банков BIC SWIFT затронул абсолютно все расчеты с поставщиками и подрядчиками. Предварительно проведенная работа и своевременно внесенные изменения в базы данных, переработка первичных документов и журналов позволила уже с 4 июля 2017 производить расчеты.  На текущий день, отделением своевременно и достоверно сдается свыше 31 финансово-экономических обязательных отчетов. Производится обработка более пяти тысячи первичных документов по движению производственных запасов и начислению заработной платы.

За 25 лет было проведено 3 деноминации и убрано 8 нулей. В июле 2016 в связи с деноминацией и переходом на новый вид денежных знаков, были полностью переработаны абсолютно все первичные документы, закреплены в учетной политике и  база данных приведена в соответствие в кратчайшие сроки, что позволило своевременно сдать всю финансово-экономическую отчетность.

В Минском городском управлении Фонда и его районных отделах трудятся работники, обладающие чувством высокой ответственности за качественное и своевременное выполнение должностных обязанностей, эмоционально устойчивы, тактичны и доброжелательны при контактах с плательщиками страховых взносов и гражданами. В настоящее время в управлении и районных отделах числится 246 работников, относящихся к должностям государственных служащих и работников, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание управления. Все работники, занимающие должности государственных служащих, имеют высшее образование. Из инспекторского состава управления высшее образование имеют 98% работников. Наибольший удельный вес имеют работники с возрастной группой 32-39 лет - 29,2%, работники в возрасте до 30 лет составляют 23,9%. Основную массу работников составляют женщины - 221 человек.


Уважаемые коллеги!

Минское городское управление Фонда поздравляет вас всех с 25-летним юбилеем и искренне желает вам, вашим родным и близким крепкого здоровья, долгих счастливых лет жизни, мира и благополучия!