• Главная страница
  • Электронные обращения
  • Карта сайта

220012, г. Минск,
ул. Кедышко, 16а
тел.: (017) 281-74-52


info@minsk.ssf.gov.by

Персонифицированный учет. Актуальные вопросы.

13.03.2018

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Газета «Рэспублiка», 07.03.2018

Ирина АССФУРА,

начальник отдела персонифицированного учета Минского городского управления ФСЗН

 

Персонифицированный учет

Кем и в какие сроки представляются в органы Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) документы персонифицированного учета для внесения сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц?

ОТВЕТ. Представлять сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета, является обязанностью плательщика страховых взносов. Это физические лица, самостоятельно уплачивающее обязательные страховые взносы,  работодатели (в отношении обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование), Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» на  неработающих инвалидов, получающих ежемесячную страховую выплату.
Формы документов, необходимые для ведения персонифицированного учета, и сроки их представления определены Правилами индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования. К ним относятся:

Форма ПУ-1 «Анкета застрахованного лица», которая заполняется и представляется в соответствии с данными, содержащимися в документе, удостоверяющем личность, или документе для выезда за границу, и  имеет три типа формы.

Тип формы «Регистрация» представляется в течение 5 рабочих дней со дня принятия на работу физического лица, не имеющего свидетельства социального страхования.

Тип формы «Изменение анкетных данных» — в течение 5 рабочих дней со дня предъявления застрахованным лицом работодателю документа, удостоверяющего личность, или документа для выезда за границу, подтверждающего факт изменения анкетных данных.

Тип формы «Восстановление свидетельства» — в течение 5 рабочих дней со дня письменного обращения застрахованного лица к работодателю в связи с утерей свидетельства социального страхования, его непригодности и других аналогичных случаев.
Форма ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении» заполняется на основании приказов (распоряжений) о приеме на работу и увольнении с работы. При переводе (временном переводе) на работу к другому работодателю в связи с производственной необходимостью или в случае простоя форма ПУ-2 представляется работодателем, к которому переведено застрахованное лицо. В случае переподчинения, реорганизации организации или смены собственника имущества форма ПУ-2 с датами увольнения с работы представляется  прежним собственником, а форма ПУ-2 с датами приема на работу представляется новым собственником.

Если застрахованное лицо работает у работодателя по основному месту работы и по внутреннему совместительству, при этом нет перерывов в периоде работы у данного работодателя, то в форме ПУ-2 указываются одна дата приема на работу (более ранняя) и одна дата увольнения с работы (более поздняя).

Форма ПУ-2 также имеет три типа формы:

Тип формы «исходная» представляется один раз в квартал в течение месяца, следующего за отчетным кварталом, и содержит сведения о работниках, которые принимались или увольнялись в отчетном квартале. Следует обратить внимание, что по застрахованным лицам, подлежащим профессиональному пенсионному страхованию, данные сведения представляются не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. При приеме и (или) увольнении с работы в текущем квартале работников, реализующих в этом квартале свое право на назначение пенсии (перерасчет назначенной пенсии, перевод с одного вида пенсии на другой), данный тип формы представляется в течение 5 рабочих дней со дня подачи застрахованным лицом соответствующего заявления работодателю, в орган по труду, занятости и социальной защите, в орган Фонда социальной защиты населения.

При возникновении необходимости изменения ранее представленных сведений или полной их отмены заполняется и представляется форма ПУ-2 с типом формы «Корректирующая» и (или) «Отменяющая».

Форма ПУ-2 тип формы «корректирующая» полностью заменяет предыдущие данные, представленные за этот отчетный период, соответственно, в форме правильно заполненные реквизиты повторяются в таком же виде, как они были заполнены, а неправильные заменяются правильными.  

Внимание! С 2018 года форма ПУ-2 дополнена графой "Код работы по совместительству <*>". Таким образом, с отчетного периода I квартала 2018 года по застрахованным лицам, принятым на условиях внешнего совместительства, в данной графе указывается код 1. Если застрахованное лицо не является внешним совместителем, графа не заполняется.

Графа «Код работы по совместительству» заполняется только при приеме на работу по внешнему совместительству, при увольнении с работы по внешнему совместительству, указанная графа не заполняется. 

Форма ПУ-3 «Индивидуальные сведения» заполняется в соответствии с категориями застрахованного лица на основании документов бухгалтерского учета и иных документов о начислении, уплате обязательных страховых взносов, периоде (периодах) занятости работников на работах, подлежащих включению в специальный стаж.

Форма ПУ-3 имеет 4 типа формы.

Тип формы «исходная» представляется один раз в год в течение квартала, следующего за отчетным годом, и содержит сведения, относящиеся к отчетному периоду. Эти сроки не относятся к индивидуальным предпринимателям, адвокатам и нотариусам. Для данных категорий плательщиков с 2018 года установлен срок представления формы ПУ-3 (тип формы — исходная) — не позднее 1 мая года, следующего за отчетным годом (ранее установленный срок был не позднее 1 июля года,  следующего за отчетным).

Следует обратить внимание на то, что при возникновении необходимости подтверждения периода уплаты страховых взносов форма ПУ-3 (тип формы — исходная) представляется работодателем в течение 5 рабочих дней со дня письменного обращения к нему застрахованного лица. На практике это редкие случаи. Рассмотрим условный пример.

Пример.

Сотрудник, работающий в организации чуть больше месяца, в ноябре 2017 г. представил листок нетрудоспособности. До трудоустройства в данную организацию у молодого человека было только одно место работы с января по август 2017 г.

Согласно п. 17 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569, пособия лицам, за которых или которыми взносы на социальное страхование уплачивались в соответствии с законодательством менее чем за 6 месяцев до возникновения права на пособия, назначаются в минимальном размере. Данным Положением также установлено, что работодателем, назначающим пособие лицу, за которое уплачивало взносы менее 6 месяцев, недостающие периоды запрашивают в органах Фонда. В данном случае,  органом Фонда будет представлена информация о периоде уплаты взносов за январь —  август только после того, как организацией с предыдущего места работы будет представлена форма ПУ-3 за 2017 год. А как было сказано ранее, представляется она в течение 5 рабочих дней со дня письменного обращения к нему застрахованного лица.

Тип формы «назначение пенсии». Данная форма предназначена для оперативного ввода сведений о застрахованном лице в период оформления документов для назначения пенсии. Работодатель обязан в течение 5 рабочих дней со дня подачи застрахованным лицом заявления о назначении пенсии представить форму ПУ-3 (тип формы — назначение пенсии).

Поскольку по застрахованным лицам форма ПУ-3 представляется бухгалтерской службой, а пакет документов для назначения пенсии в управление по труду, занятости и социальной защите — кадровой службой, необходимо четкое взаимодействие в работе этих служб, а именно на день обращения в управление по труду, занятости и социальной защите в органы ФСЗН должна быть представлена форма ПУ-3 (тип — назначение пенсии) за текущий год.

Форма ПУ-3 с типом формы «Корректирующая» и (или) «Отменяющая» заполняется и представляется при возникновении необходимости изменения ранее представленных сведений или полной их отмены.

 

Какой порядок выдачи и замены свидетельства государственного социального страхования?

ОТВЕТ. Свидетельство социального страхования представляет собой документ персонифицированного учета, формируемый органом ФСЗН на основании представленной формы ПУ-1 «Анкета застрахованного лица».

Получение свидетельств социального страхования в органах ФСЗН, а также их выдача застрахованным лицам является обязанностью работодателя. В свою очередь, получение свидетельства социального страхования, хранение и предъявление его по требованию работодателя, а также должностных лиц органов ФСЗН являются обязанностями работника.

Представителю плательщика, как правило работнику кадровой службы, при предъявлении доверенности и документа, удостоверяющего личность, вместе со свидетельствами социального страхования органами ФСЗН выдается ведомость выдачи исходящих документов. В течение месяца работодатель должен выдать страховые свидетельства застрахованным лицам и вернуть ведомость выдачи исходящих документов в органы ФСЗН. Не полученные застрахованными лицами свидетельства социального страхования также возвращаются в органы ФСЗН с указанием причины неполучения в графе «Примечание» ведомости выдачи исходящих документов.

Свидетельство социального страхования хранится у застрахованного лица и действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Застрахованному лицу, зарегистрированному в органах ФСЗН, временно не работающему и не ставшему на учет в качестве плательщика страховых взносов, свидетельство социального страхования выдается в органе ФСЗН по месту жительства.

  1. Теги:
    персонифицированный учет.

Другие статьи