• Главная страница
  • Электронные обращения
  • Карта сайта

220012, г. Минск,
ул. Кедышко, 16а
тел.: (017) 281-74-52


info@minsk.ssf.gov.by

Уплачиваем взносы в ФСЗН

16.08.2016

Основными нормативными актами, регулирующими вопросы государственного социального страхования индивидуальных предпринимателей являются:

Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» (с изменениями и дополнениями, далее — Закон № 3563-XII);

Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-ХIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями, далее — Закон № 138-ХIII);

Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (с изменениями и дополнениями, далее — Декрет № 1);

Порядок уплаты обязательных страховых взносов (далее — взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) установлен Положением об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 (с изменениями и дополнениями, далее – Положение об уплате).

Индивидуальные предприниматели подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Следовательно, они должны уплачивать взносы в бюджет фонда за себя. А те из них, кто привлекает к своей деятельности наемных работников, являются плательщиками взносов в бюджет фонда дважды, поскольку как наниматели уплачивают взносы за своих работников.  В данном материале приведены ответы на наиболее часто задаваемые ИП вопросы по порядку уплаты взносов в бюджет фонда по своей деятельности.

          ИП зарегистрировался 20 января 2016 г. Какая сумма взносов в бюджет фонда за I квартал 2016 г.?

ИП уплачивают взносы в бюджет фонда со дня постановки их на учет в качестве плательщиков взносов в органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – органы Фонда). Минимальная сумма страховых взносов, подлежащая уплате в бюджет фонд за истекший год, должна быть не менее суммы взносов, исчисленной за указанный период из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством (далее – МЗП)[1]. Уплата взносов осуществляется ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (п. 7 Положения об уплате).

Размер МЗП с января 2016 г. установлен в сумме 2 300 000 руб., следовательно, минимальный месячный платеж в бюджет фонда составляет 805 000 руб. (2 300 000 руб. х 35 %). Таким образом, минимальная сумма платежа за 1 квартал 2016 г. составляет 2 415 000 руб. (805 000 руб. х 3 мес.).

В случае, если физическое лицо являлось ИП неполный месяц (ИП зарегистрировался 20 января), сумма платежа рассчитывается пропорционально:

  • с 20 по 31 января - 311 610 руб. (805 000 руб. х 12 дн. / 31 дн.);
  • за февраль — 805 000 руб.;
  • за март — 805 000 руб.

Соответственно, для вышеуказанного примера минимальная сумма платежа за период с 20 января по 31 марта 2016 г. составит 1 921 610 руб.

          Существуют ли льготы по отчислениям в бюджет фонда для ИП, у которых трое и более детей?

Добровольный порядок уплаты взносов в бюджет фонда установлен только для ИП, которые одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности:

  • состоят в трудовых, а также связанных с ними отношениях, основанных на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм;
  • являются собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняют функции руководителей этих юридических лиц (с 29.07.2015),
  • являются получателями пенсий;
  • имеют право на пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • получают профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование в дневной форме получения образования (п. 7 Положения об уплате).

При этом какие-либо другие исключения в отношении указанной категории граждан законодательством не установлены.

          В 2015 году ИП состоял в трудовых отношениях с организацией, с 01.01.2016 продолжает работать у этого нанимателя только в рамках гражданско-правового договора. В обоих случаях работодатель уплачивает взносы в бюджет фонда за указанного сотрудника.
          Необходимо ли уплачивать взносы в бюджет фонда ИП за себя в указанных ситуациях?

Статьей 7 Положения об уплате установлен добровольный порядок уплаты взносов только для ИП, которые одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности состоят в трудовых, а также связанных с ними отношениях. Какие-либо исключения в отношении указанной категории граждан законодательно не установлены. Следовательно, за период, когда предприниматель состоит с работодателем в гражданско-правовых, а не трудовых отношениях, основания для освобождения от уплаты взносов в бюджет фонда отсутствуют.

Следует отметить, что вопросы определения сущности заключенных ИП отношений и предмета договора с нанимателем не входят в компетенцию органов Фонда. Трудовые и связанные с ними отношения регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – ТК). Не подпадают под действие ТК отношения по поводу осуществления обязательств, возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством, к которым относятся гражданско-правовые договора (ст. 6 ТК).

          ИП не осуществляет предпринимательскую деятельность два года, так как работает по трудовому договору в Польше. Является ли этот факт основанием для освобождения от уплаты взносов в бюджет?

Согласно статье 7 Закона № 3563-XII и пункту 7 Положения об уплате добровольный порядок уплаты взносов установлен для тех ИП, у которых в период занятия предпринимательской деятельностью формируется стаж для назначения трудовой пенсии по другим основаниям либо уже получающим пенсию.

Если за ИП, в том числе работающего по трудовому договору за пределами Республики Беларусь, взносы в бюджет фонда не уплачиваются, стаж для назначения пенсии у него не формируется (кроме случаев предусмотренных международными договорами (соглашениями), то он обязан самостоятельно уплачивать за себя взносы в бюджет фонда в общеустановленном порядке.

Соответственно, основания для освобождения от уплаты взносов за период нахождения ИП вне Республики Беларусь отсутствуют.

          ИП является гражданином Российской Федерации. Необходимо ли ему производить уплату взносов в бюджет фонда?

В соответствии с пунктом 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 534 «О вопросах социального обеспечения» иностранные граждане и лица без гражданства являющиеся индивидуальными предпринимателями, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на условиях, установленных законодательством для граждан Республики Беларусь. Соответственно с 1 января 2016 года иностранные граждане, являющиеся ИП, обязаны уплачивать взносы в бюджет фонда в общеустановленном порядке.

          ИП применяет упрощенную систему налогообложения. Каким образом рассчитывается сумма взноса в бюджет фонда: от минимальной заработной платы или от выручки?

Минимальная сумма взносов, подлежащая уплате ИП в бюджет фонда за истекший год, должна быть не менее суммы взносов, исчисленной за указанный период из суммы размеров МЗП (п. 7 Положения об уплате). Это касается всех ИП, независимо плательщиками, какого налога они являются. Следует отметить, что ИП имеет право уплачивать взносы в бюджет фонда и в размерах, превышающих минимальные суммы.

Обращаем внимание, что в стаж работы для назначения трудовой пенсии (общий стаж) включаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата страховых взносов в бюджет фонда (ст. 51 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 г. № 1596-ХII «О пенсионном обеспечении», с изменениями и дополнениями). Указанные периоды работы также включаются в страховой стаж работы, необходимый для определения права на трудовую пенсию. В 2016 году для назначения трудовой пенсии по возрасту требуется не менее 15 лет 6 месяцев страхового стажа. Начиная с 1 января 2017 года, этот стаж будет ежегодно увеличиваться на шесть месяцев до достижения 20 лет.

          Начисляются ли взносы в бюджет фонда за период, когда деятельность ИП была приостановлена налоговой инспекцией?

Взносы не уплачиваются ИП за периоды приостановления ими своей деятельности в случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 7 Положения об уплате). К законодательным актам относятся Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», с изменениями и дополнениями).

Приостановка деятельности ИП предусмотрена в случае вынесения ему приговора, связанного с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью (п. 20 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1). Иные случаи приостановления деятельности ИП законодательными актами не предусмотрены.

Обращаем внимание, что письменное уведомление инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь о приостановлении деятельности и неуплата налогов не являются случаями, предусмотренными законодательными актами, и не освобождает от уплаты взносов в бюджет фонда.

          ИП получает первое высшее образование. Форма получения образования — вечерняя. Необходимо ли ему производить уплату взносов в бюджет фонда? Является ли факт обучения льготой?

Добровольный порядок уплаты взносов в бюджет фонда установлен только для ИП, которые одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности получают профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование в дневной форме получения образования (ст. 7 Закона № 3563-XII, п. 7 Положения об уплате). При этом какие-либо другие исключения в отношении указанной категории граждан законодательством не установлены.

Принимая во внимание, что ИП является студентом вечерней формы получения высшего образования, основания для освобождения от уплаты взносов отсутствуют, следовательно, он обязан уплатить взносы в бюджет фонда в общеустановленном порядке.

          Может ли ИП, ликвидированный в 2015 году, иметь задолженность перед бюджетом фонда? Как рассчитывается сумма взносов при ликвидации ИП?

Регистрирующим органом для ИП являются областные (городские) исполнительные комитеты (п. 9 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1), которым предоставлено право регистрации и прекращения деятельности указанных субъектов. При наличии задолженности по платежам в бюджет фонда ИП не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 16 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1).

Для ИП, в отношении которого начата процедура прекращения его деятельности (на основании соответствующего уведомления регистрирующего органа о начале такой процедуры), сумма платежа в бюджет фонда рассчитывается до дня принятия решения о прекращении деятельности ИП (пункт 101 Положения об уплате).

 

Е.Г. СВЕЧНИКОВА
начальник отдела организации сбора платежей
Минского городского управления Фонда социальной защиты населения
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

 

Опубликовано: Консультант предпринимателя № 6 (126) июнь 2016

[1] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 20015 г. № 1094

 

Другие статьи